Информационный фильм на Весеннем Слэшконе 2011

На весеннем слэшконе мы представили фильм "Фемслэш в мультифандоме". Посмотреть:

Ссылки на упомянутые в фильме сообщества и мероприятия можно найти здесь.
Также мы с удовольствием ответим на все дополнительные вопросы.

Команда, работавшая над фильмом:
Автор идеи: Винни Винчестер
Координатор: thegamed, alba-longa
Текст, материалы: Винни Винчестер, thegamed, Sinfique, Цирилла~, alba-longa
Голос: Sinfique, Цирилла~
Режиссура, видео- и звукомонтаж: s11131

Материалы:
Использованное видео (в порядке появления): Rizzoli&Isles, Xena: Warrior Princess, Fired Up!, Аллоды онлайн, Gone with the Wind, Sin City, The Silence of the Lambs, TRON: Legacy, Matrix, Fight Club, Alien, Стиляги, Интерны, Школа, Даун Хаус, Гроза (1934), Евгений Онегин (1958), Пеппи Длинный чулок, Мери Поппинс, Смешарики, Despicable Me, Винни-Пух и все, все, все..., Charlie and the Chocolate Factory, Buffy the Vampire Slayer, Tipping the Velvet, Gia, The Devil Wears Prada, Bound, Supernatural, Dark Angel, Misfits, House M.D., Lost, Inception, Doctor Who, Torchwood, Showgirls, Star Trek (2009).
Рекламные ролики: Tunel Rexona Women, Guess Brand Spec Spot, Nivea Hair Care Volume, Diesel Fuel for Life Unlimited, Полярники "Нескафе".
Музыкальные клипы: Tokio Hotel - Hurricanes and Suns, Lady Gaga - Telephone.
Музыка: Children of Budum - Every Time I Die (Instrumental Cover), Pink - Raise Your Glass, Avril Lavgine - Hot, Sirenia - The Path to Decay, Би-2 - Невероятная история, Чайковский - Лебединое озеро (рок-обработка), The Little Mermaid OST - Under the Sea, Штраус - Так говорил Заратустра, Gloria Gaynor - Can't Take My Eyes of You, Guano Apes - Open Your Eyes, KMFDM - Real Thing.

О чем было (или могло быть) рассказано после фильма:
Первый фемслэшный фанфик "Kismet" был написан в легендарном фандоме Стар Трек, еще в пору фэнзинов в 1977 году - всего лишь на три года позже, чем первый слэшный фик, и тоже - в фандоме Стар Трека. Медсестра Чэпел вовсе не увлечена коммандером Споком, ее настоящая любовь - связист Ухура.

Сегодня англофандомный фем - это десятки специализированных архивов, метасообщество, фемслэшное сообщество в каждом относительно крупном фандоме, две ленты обзоров - одна фемслэшная, а вторая - юрийная, ежегодный фикатон, несколько нерегулярных кинкфестов и полтора биг-бэнга.
И именно англофандом - источник статистики для проверки гипотез.

Дискуссии о том, почему фемслэш - это не такое распространенное по сравнению со слэшем явление, кто в этом виноват и что теперь делать, волнуют мультифандом постоянно. Ориентация авторов, отсутствие женских персонажей и их взаимодействия, культурный контекст, физиологические аспекты нцы и неразвитая инфраструктура фандома стоят на пути фемслэшеров.
Физиологию и ориентацию авторов не изменишь, культурный контекст - дело времени, над инфраструктурой мы работаем, а вот об особенностях канонов интересно поговорить.

Мы использовали статистику ArchiveOfOurOwn.Org - крупного мультифандомного архива с самодобавлением фиков. На нем нет каких-либо ограничений на содержание текстов по фандому, тематике или предупреждениям, зато есть система удобных тегов по типам и рейтингам текстов. Мы выбрали наиболее представленные фандомы (и по книгам, и по фильмам, и по сериалам, и по играм, и по аниме) и посмотрели - много ли там фемслэшных работ. Правда, в наш список несколько фандомов не попали: те, по которым пишут только фем - Зена и Дьявол носит прада, и те, по которым фема не пишут совсем - такие, как Вайс Кройц.

Ситуация сложилась следующим образом.
В верху таблицы Баффи, Мерлин и Бэттлстар Галактика с тринадцатью, восьмью и восьмью процентами фема от общего количества работ. Замыкают список такие фандомы, как Сверхъестественное, Герои, Властелин Колец, Горец, Строго на юг.
Любопытно отметить, что весь Ведонверс держится в верху рейтинга группой - неудивительно, сериалы богаты на интересных героинь и взаимодействие между ними. С другой стороны, фандомы Хуниверса оказались в разных концах списка. Если в Докторе Кто семь процентов фема, то в Торчвуде, несмотря на активных женских персонажей и фемслэш в каноне, таких фиков всего два процента.

Рассмотрим еще один аспект существования фема в фандоме: то, как он соотносится с другими типами текстов.
Зависимость оказывается очень четкой. Корреляция гета и фема положительная и высокая; гета с дженом и фема с дженом положительная и низкая; а корреляция слэша с остальными типами текстов - положительна и очень высока. Слэш среди фандомных текстов - наиболее динамичная часть, меняющаяся от фандома к фандому, в то время как количество фема и гета - текстов, задействующих женских персонажей, падает и растет в гораздо меньшем объеме - и чаще всего синхронно. Наиболее популярен гет все в тех же фандомох Уэдона и Докторе Кто, а кроме того - Стар Треке и Гарри Поттере.

Доля джена наиболее высока в фандомах с богатой историей: Доктор Кто и Властелин Колец (также это вполне верно для Оригинального Стар Трека). Джена, оказывается, не так уж мало в фандомах, другое дело, что большая часть хранится на личных дневниках авторов и не попадает в пейринговые и слэшные сообщества. Однако в общем архиве видно, что практически в любом фандоме дженовых работ не менее четверти.
Любопытный отход от общего правила представляет собой фандом Мерлина. В нем одинаково много и слэша, и фема при практически абсолютом отсутствии гета.
Представим это наглядно (слэш - в % по вертикали, фем - по горизонтали), и перед нами сразу появится несколько групп фандомов. Те, в которых соотношение слэша и фема - 65 к 2: Старгейт, Строго на юг, Герои, Смолвилль, Тетрадь смерти. 35 к 3: Гарри Поттер, Блич, Хаус, Властелин Колец, СПН, ФФ. И 15 к 7: Люди-X, Ведонверс, Доктор Кто, Бэттлстар Галактика. И стоящий особняком Мерлин - 52 к 9.

В той мере, в какой на наличие фема в фандоме влияет именно канон, величину доли фемслэшных текстов нельзя объянить типом источника: книга это, сериал или аниме; научная фантастика, медицинская драма или мистический детектив, не важно.
Второстепеной оказывается и страна, в которой вышел канон.
Насчитывает фандом не один десяток или образовался всего пару лет назад, тоже не имеет значения - хотя, с одной стороны, время появления канона определяет популярные типажи героев и обусловливает отношение к вопросам, связанным с гендером, - а значит более современные каноны имеют больше шансов на успех у фемслэшной общественности. С другой же стороны, более старые фандомы успевают накопить большее разнообразие текстов и более спокойное к нему отношение.
Первичны же сами женские персонажи и та роль, которую они играют в каноне. И это определяет не только желание авторов написать текст с любовной линией именно этих двух героинь, но и появление в фандоме гета и джена (гет - в % по вертикали, фем - по горизонтали), в котором эти персонажи примут участие. Возрастающая популярность женщин приносит в фандом не только чистые типы текстов, но и разнообразные гендерные игры: тот или иной вид изменения пола - будь то волшебное превращение, перемещение сознания, медицинская процедура или просто желание автора; ролевые игры, в которых пол актера отличается от пола персонажа.
Со стороны канонов ответом на все вопросы могло бы стать: Больше женщин, хороших и разных, занятых делом и движущих сюжет.